среда, 6 февраля 2013 г.

женские монастыри киева до революции

Фото - Валерий Бондаренко.1 июля 1901 года Святейший Правительствующий Синод, по представлению Высокопреосвященного Феогноста, митрополита Киевского и Галицкого, возбужденному вследствие ходатайства Преосвященного Сергея, епископа Уманского, настоятеля Киево-Михайловского монастыря, определил: Существующее близ Киева иноческое общежитие Феофания обратить в общежительный мужской скит, с припискою оного к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю . До сего времени Феофания была монастырским хутором при загородном викариатском доме-даче Преосвященного настоятеля Михайловского монастыря и должна была существовать при пособии от монастыря. Отселе же скит Феофания существует на собственные средства, не требуя пособия от Михайловского монастыря, и с своей стороны монастырю сему никакого пособия не оказывает. Преосвященный настоятель Михайловского монастыря, он же и настоятель скита Феофании, проживая здесь на даче, получает от скита продовольствие в это время, но никакого кружечного подела не получает. Управляется скит начальником, в звании строителя, по назначению его Киевским митрополитом, и помощниками строителя казначеем, благочинным и расходчиком, утвержденными преосвященным настоятелем монастыря и скита. Скиту предстоит учредить для канонархов одно-классную церковноприходскую школу с общежитием.Уже сто лет почти существует Феофания. За эти годы она, с Божьей помощью, благопопеченем преосвященных настоятелей Киево-Михайловского монастыря, усердием старцев иноков Вонифатия и Иринарха, великих тружеников во благо и для славы святой обители, украсилась храмами Божьими, вполне благоустроилась внутри и совне, заселилась Христолюбцами, привлекла многое множество богомольцев и из монастырей Киевских стала особенно любезна иночествующим сосредоточенно-уединенной, строго подвижнической жизнью своих насельников. Видимо, Господь избрал место сие в жилище Свое и в селение славы Своей. Уповательно, что промышление Божье вовеки пребудет с сею святою обителею.Феофания от начала основания до 1861 года К юго-востоку от города Киева, в сторону от Васильковского тракта, верстах в семи от пригорода Киева Демеевки, в четырех верстах от пустыни Голосеевской, в пятнадцати верстах от Киево-Михайловского монастыря, расположено старинное урочище Лазаревщина . Урочище это частью ровное, частью гористое, а частью прорезанное оврагами, теперь покрыто густым лесом. В 16 веке Лазаревщина принадлежала Печерскому монастырю, потом стала собственностью митрополитов Киевских Петра Могилы (1632 1647 гг.) и Сильвестра Коссова (1647 1657 гг.); последний подарил ее своему домашнему чиновнику Ширховскому, от которого она перешла в собственность Софийского монастыря. В 1776 г. она была отобрана в казну. В 1800г. февраля 12 числа определен был викарием Киевским, пископом Чигиринским, Феофан Шиянов (1800 1807 гг.), он же был назначен и настоятелем Михайловского монастыря. В том же году пископ Феофан начал дело в Киевской Казенной палате об отводе преосвященному настоятелю Киево-Михайловского монастыря из казенних владений места для загородного архиерейского дома и угодий, какие по Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года положеньй монастырям и архиерейским домам. Правительствующий Сенат указом от 28 апреля 1802 года предписал Киевской Казенной палате, с согласия управляющаго гражданскою частью г. военного губернатора А. С. Фенша (с 1800 по 1803г.), по просьбе пископа Феофана, отвести во владение преосвященному настоятелю Михайловского монастыря, викарию Киевскому, земли и угодия, между которыми было и избранное преосвященным Феофаном пасечное место, лежащее в урочище Лазаревщине . Как только состоялось такое решение Правительствующаго Сената, преосвященный Феофан в Лазаревщине, на более возвышающемся холме, площадь которого теперь по длине имеет 250 саженей, а в ширину 107 саженей, начал строить храм в честь чуда Название Лазаревщина, по более достоверному известию, получило зто урочище от имени благочестивого старца Лазаря, державшаго здесь пасеку. От последнего слова место зто в актах названо пасечным. См. Киево-Златоверхо-Михайловскин монастырь (историч. очерк), издан. означенного монаст. Киев, 1889 г., стр. 112. Сведения об зтом взяты из Владетельных актов Киево-Михайловского монастыря . Архистратига Михаила (праздник б сентября) и при храме архиерейский дом для летнего пребывания преосвященного настоятеля Михайловского монастыря. Постройка храма и дома окончена била в 1803г. Тогдашний Киевский митрополит Гавриил Банулеско (1799 1803 г.) особой грамотой, данной в день освящения храма, благословил називать Лазаревщину Феофанией, и зто название за ней остается до настоящаго времени. Тогда же в Феофании, немного поодаль от храма, били вистроени три домика для помещения братии и необходимыя служби. Для богослужения в церкви послами были в Феофанию из Михайловского монастыря два иромонаха, один иеродиакон и три послушника. Во все время настоятельства в Киево-Михайловском монастыре преосвященний Феофан много забот и трудов прилагал к благоустройству Феофании. С переводом пископа Феофана в Полтаву прекратилось в Феофании правильне богослужение. В 1808 г. не било богослужения даже в праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери, почему приставленная для сего братья, увидев пришедших богомольцев, со стыда разбежалась и на время скрылась в лесу. По докладу об зтом преосвященний Ириней Фальковский (настоятель Мих. мон. от 1807 1823 гг.) всех их перевел в Михайловский монастирь, а в Феофаниевской церкви стал совершать богослужение в дни воскресные и праздничние священник соседняго села Пирогова, где тогда сгорела церковь. Никаких следов деятельности по благоустройству Феофании не осталось от времени настоятельства в Михайловском монастире преосвященних викариев Киевских, епископов: Афанасия Протопо-пова (1823 1826 гг.), Мелетия Леонтовича (1826 1828 гг.) и Кирилла Куницкаго (1828 1835 гг.). При преемнике последнего преосвященном Владимире Алявдине (1835 1836 гг.) в Феофанию опять были посланы в 1835 г. для богослужения иромонах, иеродиакон и послушник, но, по смерти иромонаха, другого не назначили, и богослужение снова прекратилось. Роскошная природа, великолепное пустынное местоположение, уединенность Феофании и отдаленность ее от городского шума, обратили на нее особенное внимание преосвященного Иннокентия Борисова, викария Киевского и настоятеля Михайловского монастыря (от 1836 по 1841 г.). Все холмы, удолья, ручьи, пруды и дороги названи были пископом Иннокентием именами святих Евангельских мест: так, одна гора названа им. Фавором, другая Елеоном, один холм носил название Синая, другой Хорива, один поток називался Кедрским, другой Силоамским, одной местности даже дано било название Иосафатовой долины. Ко всем зтим местам в дни пископа Иннокентия били проложени среди леса просеки, а на известных местах устроены беседки, в коих в минути вдохновения обдумнвал и составлял преосвященний свои чуднные сочинения и проповеди. Ежегодно, с ранней весни и до поздней осени, до октября месяца, преосвященний Иннокентий проживал в Феофании в небольшом домике, прилегающем к Михайло-Архангельскому храму. В зтом домике была особая светелка (мезонин по-современному). Восхитительный вид открывался из зтой светелки! Вид зтот, лаская взор красотами окружающей природы, бодрил дух и настраивал мысли к Богосозерцанию и Боговосхвалению. Теперь зтой светелки нет, потому что весь прежний архиерейский дом понадобилось обратить в более обширный храм. Но название Иннокентием местностей в Феофании Евангельскими именами памятно и доселе инокам. Мало что известно о благоустроении Феофании преосвященными настоятелями Михайловского монастыря, пископами: Иеремией Соловьевым (1841 1843 гг.), Варлаамом Успенским (1843 1845гг.), Аполлинарием Вигилянским (1845 1858 гг.) и Антонием Амфитеатровым (1858 1859 гг.). Памятно только то, что и в зто время в Феофании постоянной братии не было, не приобрела она ни до, ни в зто время никаких собственных средств, а что касается богослу-жения в Феофаниевском храме, то только с 1858 г. и лишь по праздникам отправлялось оно здесь нарочито посылаемым из города иромонахом Михайловского монастыря. Так продолжалось дело в Феофании до 1861 года, когда викарий Киевский, преосвященний Серафим (Аретинский), настоятель Михайловского монастыря (с 1859 по 1865 г.), решил устроить здесь небольшой монастырь, что и поручил сделать опытному старцу иромонаху Вонифатию. С 1861 года и начинается постепенный расцвет Феофании.Игумен Вонифатий и его деятельность п

Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (Феофания).Киев город, Академика Лебедева улица, 19.

Фотосправочник Русские Церкви

Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (Феофания). / Киев город, Академика Лебедева улица, 19. / Русские Церкви

Комментариев нет:

Отправить комментарий