Голос контртенора. Особенности высокой певческой форманты и техники пения С применением специализированной компьютерной технологии проанализированы особенности высокой певческой форманты (ВПФ) группы из четырех профессиональных контртеноров в сопоставлении с аналогичными параметрами ВПФ известных академических певцов - теноров и группы женских голосов (меццо-сопрано и сопрано). Полученные результаты сопоставлены с данными Й.Сундберга и К.Хёгсета о механизмах работы гортани контртеноров. Высказаны представления о микстовой природе голоса контртеноров и индивидуальных особенностях их резонансной техники пения. Приводяться фрагменты интервью с одним из контртеноров.Ключевые слова: контртенор, спектр голоса, спектральный анализ, высокая певческая форманта, механизмы голосообразования, резонансная техника пения.Библиография: 20 источников. Термином контртенор отличают от тенора мужской голос академического певца, специализирующегося на исполнении традиционных альтовых или сопрановых оперных партий (Вивальди, Гендель, Каччини, Моцарт, Скарлатти, Бах и др.), а также более поздних вокальных произведений (партии Вани, Ратмира в операх М.И. Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и др.) (По материалам сайта: и др.)В последние десятилетия контртенор приобрел значительную популярность у слушателей. На сегодняшний день известны имена более 30 контртеноров из разных стран Европы, Азии, Америки, в т.ч. и ряд Российских контртеноров. Открываются школы по обучению контртеноров.Вместе с тем природа голосообразования и техника пения контртенора остаются недостаточно изученной областью вокальной науки.Настоящая статья посвящена компьютерным исследованиям относительного уровня и частотного расположения высокой певческой форманты в спектре голоса контртеноров.Напомним, что высокая певческая форманта (ВПФ) - это группа усиленных по амплитуде резонаторами голосового аппарата певца высоких гармоник в области re-sol четвертой октавы (ок. 2400-3200 Гц), придающих голосу звонкость, громкость и полётность. Впервые ВПФ была описана У.Т. Бартоломью [17] и в дальнейшем - другими исследователями [10, 11, 4-8, 18, 19 и др.].МетодикаОценка указанных акустических параметров ВПФ проводилась автором ранее на спектроанализаторах аналогового типа [4, 5, 7 и др.]. В настоящей работе была применена выполненная по техническому заданию автора специализированная компьютерная программа, позволяющая выделять нужную для анализа гласную в звуковом потоке вокального произведения, определять ее высоту в нотном обозначении и соответственно частоту звука в Герцах (Гц), измерять относительный уровень высокой певческой форманты (в электрическом эквиваленте звука голоса) в 1/3-октавной полосе в процентах по отношению к интенсивности всего звука в целом, а также - оценивать частотное расположение ВПФ на шкале частот спектра голоса. Данная компьютерная программа позволяет получить и проанализировать спектры как отдельных гласных певца в любом фрагменте исполняемого им вокального произведения, так и интегральные спектры всего произведения в целом.Интегральные спектры дают усредненную картину спектра, т.е. статистически более типичную, чем спектры отдельной гласной. Вместе с тем, инструментально-музыкальное сопровождение (оркестр и др.) вносит свои дополнительные компоненты в спектр певческого голоса. Поэтому больше приходится доверять спектрам отдельных гласных, выбранных из арии в местах, где звучание оркестра минимальное или еще лучше - отсутствует, что, как правило, бывает в заключительной фразе (фермата, каденция) и/или колоратурные пассажи в середине вокального произведения.Интегральный спектр, тем не менее, дает возможность уточнить частотное расположение ВПФ в спектре голоса, т.к. в области ВПФ относительный уровень спектра оркестра существенно снижен и ВПФ хорошо выделяется на его фоне. Что касается уровня ВПФ, то наличие мощных низкочастотных гармоник оркестра (как правило, ниже основного тона голоса певца) существенно снижает расчетную величину ВПФ (более подробно о компьютер
Голос контртенора. Особенности высокой певческой форманты и техники пения
Голос контртенора. Особенности высокой певческой форманты и техники пения
Мир Искусства Резонансного Пения - Голос контртенора. Особенности высокой певческой форманты и техники пения
Комментариев нет:
Отправить комментарий